Инвестиции в безопасность

20.04.2015

         Отопительный сезон на Ставрополье прошел без серьезных аварий

       В крае завершился очередной отопительный сезон. По данным газовиков, на Ставрополье он прошел успешно – аварий по вине газораспределительных организаций не произошло. Об этом сообщил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», ОАО «Газпром газораспределение Ставрополь» Николай Романов.

      

         Готовь сани весной

        - Николай Николаевич, за счет чего удалось избежать серьезных неприятностей во время сезона 2014/2015 годов?

      – Главная причина – это четкая и организованная работа всех служб. В полную техническую готовность были приведены 19,1 тысячи километров газопроводов, 1707 газорегуляторных пунктов, 6815 шкафных регуляторных пунктов, 3255 систем коллективной защиты, эксплуатируемых газораспределительными организациями края. Более того, уже начата подготовка к следующему отопительному сезону. Будут выполнены регламентные работы (текущий и капитальный ремонт, приборное обследование и другие) на сумму 122 миллиона рублей, что гораздо выше прошлогодней цифры – 76,7 миллиона рублей. Готовим к зиме сани даже не летом, а весной, чему способствуют благоприятные погодные условия.

      

        - Что больше всего беспокоит специалистов газовой отрасли в ходе подготовки к новому отопительному сезону?

       - То же, что и всегда – смертельные случаи в быту из-за отравления угарным газом. Халатность потребителей, которые игнорируют наши рекомендации при пользовании газовыми приборами, нарушение элементарных правил безопасности приводят к печальным, а порой и необратимым последствиям. Причем из-за легкомыслия и беспечности взрослых гибнут дети.

        Основной процент трагедий в Ставропольском крае связан с отсутствием у абонентов тяги в дымоходе, неправильном использовании печной заслонки (шибера) – именно на них приходится 70 процентов случаев от всех чрезвычайных происшествий, - а также по причине самовольного пуска газа или самовольных ремонтных работ. Шибер – вообще, наш бич. Эта маленькая заслонка в печи, которая в закрытом состоянии перекрывает выход угарного газа в дымоход, становится причиной смертельных случаев с пользователями газа катастрофически часто. Люди зачастую самостоятельно устанавливают шиберы, и при этом думают, что экономят газ. Но на самом деле они ставят под угрозу свои жизни. Газ хорош тогда, когда с ним на «Вы». Но если к нему относиться равнодушно, он приносит беду.

        В то же время нужно отдать должное работе, проделанной нашими специалистами: жертв с летальным исходом в этом году зафиксировано почти в два раза меньше, чем в прошлом. Старые котлы коптят небо, а не топят дом.

       

      - Как показывает практика, основной причиной возникновения аварий, несчастных случаев с использованием газа в быту является неудовлетворительное техническое состояние внутридомового газового оборудования. Здесь удается менять ситуацию к лучшему?

       - В этом плане мы также добились определенных успехов, есть позитивная динамика. Если говорить о газопроводах, то ситуация находится под полным контролем – объекты у нас находятся в аренде, в собственности или в обслуживании. Ведем большую работу, особенно в восточных районах края, по замене газопроводов, находящихся в агрессивных средах. Основной упор, конечно, делается на наши инвестиционные программы и программы управляющих компаний, направленные, в основном, на замену газового оборудования, восстановление сетей, многим из которых уже более 50 лет.

        С гордостью могу констатировать, что сейчас нет аварийных ситуаций, связанных с изношенностью сетей или оборудования. А вот с бытовым оборудованием положение сложнее. Дело в том, что за газовое оборудование, установленное в домах, согласно гражданскому кодексу, отвечает собственник. На Ставрополье 40 процентов внутридомового газового оборудования (ВДГО) можно считать устаревшим, а это около 700 000 приборов (газовых плит, котлов, колонок).

        

        И анализ заявок по чрезвычайным случаям, поступающих в аварийно-диспетчерскую службу ОАО «Газпром газораспределение Ставрополь», показывает, что половина обращений приходится на долю потребителей, имеющих устаревшее ВДГО. Сегодня заводы-изготовители, как правило, устанавливают 15-летний срок эксплуатации газовых плит, котлов, колонок. Если по паспорту срок эксплуатации вышел — потребителю пора задуматься о замене газовых приборов. Зажигая спичку и поднося ее к газовому прибору, человек должен быть уверен, что это не принесет беду. Для чего надо обязательно проводить техническое обслуживание. Если оборудование старое - раз в год, если новое – раз в три года.

       Мы всевозможными путями и мерами пытаемся убедить людей в том, что устаревшее оборудование необходимо поменять, и в последнее время все больше жителей края переходит на современное оборудование, особенно это касается отопления. Люди понимают, что старые котлы больше коптят небо, чем топят дом – и делают выбор в пользу более экономичного, современного оборудования. Со временем старый ржавый котел, хочешь – не хочешь, надо менять. И лучше, конечно, на качественное и долговечное оборудование. Поэтому даже в сельских районах наблюдается большое количество как отечественных, так и импортных современных образцов. Должников ждут отключения и суды .

       

      - Тема долгов за пользование «голубым топливом» становится в регионе все более острой. За минувший год потребители задолжали около четырех миллиардов рублей, причем львиная доля приходится на население и предприятия коммунального комплекса. Какие меры принимаются для улучшения ситуации?

      - Хочу предупредить всех должников – в нынешнем году будут приняты очень жесткие меры. Практически сразу по окончании отопительного сезона наши специалисты в массовом порядке начнут отключать злостных неплательщиков: как население, так и котельные. В зимний период мы этого сделать не можем, зато после его окончания – имеем полное право. Просроченной задолженностью являются два периода. То есть, если человек два месяца не платил, мы имеем право его полностью отключить. Поэтому просьба ко всем, кто еще не оплатил счета или оплатил их не полностью, в ближайшее время сделать это. Иначе завтра придется платить не только за потребленное «голубое топливо», но и за отключение, и за подключение. На особо злостных неплательщиков уже готовятся материалы в суды. Подобные акции проходили и раньше, но не в таких масштабах, как в этом году. Мы бросим все силы для того, чтобы погасить долг края перед «Межрегионгазом».

      

      - Вас наверняка ожидает шквал жалоб…

      - К этому тоже готовы. Давайте взглянем на ситуацию с практической точки зрения. Когда заканчивается бензин в автомобиле – приходится раскошелиться. Если у вас нет хлеба – в булочной его бесплатно никто не даст. Но при этом считается в порядке вещей не платить за газ месяцами, а то и годами. Это неправильно. Заплати за газ – и будешь и с горячей водой, и с пищей, и с теплом.

        Мы стараемся заслужить репутацию серьезных партнеров, тем более, что «Газпром» идет навстречу. Он готов вкладывать деньги в развитие Ставрополья. К примеру, в четырех населенных пунктах Нефтекумского и Левокумского районов ведется строительство большого газопровода. В проекте – газификация четырех сел в Ипатовском и Предгорном районах. И если мы сегодня не будем выполнять свои обязательства по оплате перед «Газпромом», он просто закроет эти программы.

       

        Отключение газа – мера вынужденная, но оправданная. Проинформирован – значит, вооружен Чтобы не допустить аварийных ситуаций, газовики систематически проводят агитационную работу среди населения по безопасному пользованию «голубым топливом» и бережному отношению к потребляемым энергоресурсам. 

        Только 2014 году в информационное поле региона было выпущено 750 сообщений. На носителях наружной рекламы (баннеры, постеры, стенды) было размещено 60 полотен, из них 11 баннеров по краю, в том числе и о необходимости установки приборов учета газа. Среди населения распространялись агитационные листовки по правилам безопасного пользования газом в быту. Для учеников школ в крае проведено более полутысячи уроков по соблюдению правил безопасного пользования газом в быту.

      

         В начале и в конце отопительного сезона в рамках акции «Безопасный газ» проходили усиленные агитационные мероприятия, в том числе 302 схода граждан и 208 рейдов с представителями правоохранительных структур и районной администрации по проблемному жилью. На тему безопасности в организациях, с ответственными за газовое хозяйство, проведено более 1,5 тысячи бесед. Регулярно проводилась работа по первичному и вторичному инструктажу абонентов, пользующихся газом, всего за данный период прошло инструктаж прошли около 200 тысяч жителей Ставропольского края. Быстро оформить документы на газификацию - реально Ставропольские газовики активно развивают сервисные и клиентоориентированные направления.

        В 2015 году в газораспределительных организациях края внедряется эффективный метод работы с клиентами - «единое окно». С его помощью будущие потребители газа могут получить в кратчайшие сроки весь спектр услуг: от выдачи технических условий, заказа проекта, консультации по выбору и покупке оборудования до заключения договора на проведение строительно-монтажных работ и пуск газа. Потребителю не нужно отстаивать очередь самому и контактировать со всеми необходимыми службами. Промежуточным сбором информации и исполнительно-технической документации занимаются специалисты во всех ГРО края.

      

        В основу работы принципа «Единое окно» положена схема: заявитель приходит три раза (за исключением самых сложных, требующих принятия нестандартных решений случаев). Первый раз – сдать необходимые документы, второй – получить готовый, полностью оформленный пакет документов, и третий раз – оформить договорные отношения на техническое обслуживание и поставку газа. Это позволяет значительно экономить время. Сроки по проведению работ, связанных с полной газификацией объекта, сокращаются до 60 календарных дней. Взаимодействие между специалистами ГРО регламентировано и происходит без участия клиента.

       Кроме того, обратившись в службу «Единое окно», можно решить все вопросы, возникающие в процессе эксплуатации газового оборудования и газовых сетей, получить консультацию по приобретению газовых приборов, заказать установку счетчиков и многое другое. Подробная информация на сайте ОАО «Газпром газораспределение Ставрополь»: www.stavkraygaz.ru.

      

      Кстати

      Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 определен перечень работ по техобслуживанию ВДГО и четко прописаны случаи, при которых оборудование подлежит отключению. В частности, потребитель может остаться без газа при самовольном переустройстве или подключении газового оборудования; при отсутствии договора на техобслуживание или отказе в допуске специалистов газовой службы для проведения плановых работ. Контроль за соблюдением требований возлагается на органы жилищного надзора и подразделения территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    

      Цифра

      32 аварийно-диспетчерские службы Ставрополья находятся в постоянной готовности к выполнению локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

СМИ: "Российская газета. Неделя"
81 (6652) от  17.04.2015
Автор: Алексей Бирюков