Экономь, но безопасно

10.04.2014

Близкую к катастрофической называют ситуацию с безопасностью внутридомового газового оборудования специалисты всероссийской группы компаний «Городского центра экспертиз». По данным только что опубликованного мониторинга, каждые полтора суток в стране происходит взрыв бытового газа в жилых домах или подсобных помещениях. Причина – человеческий фактор.

Сегодня, считают эксперты, единственный выход надежно защитить себя и своих близких от опасных случайностей – профилактика внутридомового газового оборудования (ВДГО). И только специализированная газовая организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу может надежно это обеспечить.
Согласно постановлению Правительства РФ №  549 от 21.07.2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан» каждый житель должен сам заключать договор на проверку и обслуживание газовых приборов в квартире. Однако, за несколько лет с момента выхода закона, по всей стране на этот шаг пошел лишь каждый десятый абонент. Техническое обслуживание в тысячах домах края из-за пробелов в законодательстве ведется лишь отчасти, а это – потенциальная катастрофа.
Если распределительные газопроводы, подводящие газ к домам, принадлежат газораспределительным организациям, которые их и обслуживают, то внутридомовое находится на балансе управляющих компаний,  или объединений собственников жилья, которые предпочитают экономить на обслуживании и вызывают специалистов только в случае аварий.
О причинах этой серьезной проблемы корреспондент «РГ» беседует с генеральным директором ОАО «Ставрополькрайгаз» и ООО «Ставропольрегионгаз» Раулем Арашуковым.

«Российская газета» | Рауль Туркбиевич, как случилось, что бытовой газ стал причиной большинства техногенных катастроф?

Рауль Арашуков | Статистику заключения договоров на техобслуживание внутридомового газового оборудования тянут вниз абоненты, проживающие в городе, тогда как в сельской местности наличие договора у жителей доходит до 100 процентов. Потому, что в многоэтажных домах  между абонентом  и специализированной организацией  появляется посредник в лице ТСЖ и управляющих компаний. Для начала приведу пример краевого центра, где большая часть ТСЖ и управляющих компаний не предоставляют в «Ставропольгоргаз» данные о жильцах. Эти организации не хотят брать на себя обязательства по контролю за безопасностью газовых приборов, находящихся внутри квартир. Сегодня  в городе порядка 30 тысяч квартир, в которые годами не могут попасть специалисты горгаза. Более трети из 1412 многоэтажных домов так и не заключили соответствующие договоры. Не намного лучше ситуация в Пятигорске, который с недавнего времени приобрел статус столицы нового округа.
Газораспределительные организации не могут принудительно обеспечивать безопасность по закону. Они вправе лишь предлагать заключение возмездных договоров на техническое обслуживание. Только договор со специализированной организацией на техническое обслуживание является гарантией безопасности пользователя газа. Это должны осознавать как сами пользователи, так и сотрудники ТСЖ, и управляющих компаний. В Жилищном кодексе РФ  сказано, что «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан». Поэтому, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана своевременно заключать договоры со специализированной службой на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.

«РГ» | Насколько остра эта проблема для районов края?

Арашуков | Ситуация там не менее плачевна. Буквально месяц назад в поселке Комсомолец Кировского района, произошел несчастный случай, унесший жизни двух человек. Специалисты райгаза тогда установили, что виной тому – закрытый шибер: угарный газ попал в помещение и жильцы попросту задохнулись. А недавнее ЧП и вовсе шокирует. В селе Балахоновское Кочубеевского района погиб девятилетний ребенок, а его двухлетний брат выжил благодаря чуду. Хозяева квартиры, переехав в новый дом, не только не заключили договор на обслуживание, но даже не удосужились проверить заслонку. В канун Восьмого марта беспечные родители ушли, оставив малышей одних… Результат – покалеченная судьба целой семьи.

«РГ» | У вас есть право отключать газ тем, у кого нет договора на обслуживание ВДГО? Ведь неисправные газовые приборы  потенциально опасны и для соседей?

Арашуков | По закону именно потребитель несет ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию ВДГО. Проблема в том, что наказания за уклонения от ответственности законом не предусмотрено. В частном секторе районные службы могут отключить нерадивых абонентов, но в многоэтажках это можно сделать только по решению суда: ведь газовые сети не автономны для каждой квартиры, а по соседству с халатными жильцами – добросовестные потребители.
С переносными газовыми баллонами ситуация обстоит еще хуже. Их пользователи газа часто вообще не регистрируют, а соответственно, эти газобаллонные установки не стоят на контроле у специализированных организаций. Такое неосторожное обращение с опасным газом часто заканчивается трагедией.

«РГ» | Тогда что может сделать ваша организация для предотвращения трагедии?

Арашуков | В течение многих лет мы пытаемся всеми возможными способами, в том числе и через СМИ, разъяснять потребителям всю серьезность опасности. Регулярно нами проводится кампания, призванная убедить граждан заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО. Цель одна – предотвратить  несчастные случаи.
Однако все эти усилия дадут высокий результат лишь когда за безопасность жильцов многоквартирных домов будут беспокоиться  не одни только газовики, но и местные власти.
Конечно , 549 Постановление РФ дало нам поддержку, как в юридическом, так и в моральном плане. Теперь есть возможность  работать совместно с жилищными комиссиями по выявлению самовольно установленного оборудования, а так же привлекать инспекторов жилищных комиссий для обследования тех квартир, в которые нас просто не пускают.
Но в тоже время, по действующим нормам полномочия инспекции заканчиваются там, где начинается частная собственность и интересы управляющих компаний. Сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, поможет в том числе, и активные действия правительства СК по разъяснению собственникам жилья необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, однако, пока все остается на своих местах, кроме проблем, которые копятся подобно газу в закрытой комнате, чтобы потом взорваться в одночасье.

«РГ» | Многих волнует тема завышенных тарифов на ВДГО. Не ударят ли они по карману ставропольчан?

Арашуков | Действующие тарифы на услуги ВДГО в среднем на 30 процентов ниже рекомендованных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Например, цена на техобслуживание 4-конфорочной газовой плиты составляет 104,4 рубля в год при предельно максимальной в 154 рубля. Пока еще нет единой фиксированной стоимости услуг в крае, поэтому в разных районах цены могут отличаться. Мы планируем в течение двух лет такой тариф рассчитать и ввести. Учитывая социальный аспект, ввести единую стоимостную линейку услуг мы планируем постепенно. Но хочу всех заверить, итоговые цифры не выйдут из оптимальных пределов.

КСТАТИ
Сравнительно недавно руководство вновь созданным Северокавказским федеральным округом поручено человеку, у которого есть богатый опыт в решении проблем аварийности ЖКХ. Александр Хлопонин, будучи губернатором Красноярского края, разработал стратегию, включавшую шесть составляющих: организационную, экономическую, техническую, социальную, идеологическую и юридическую. В итоге результаты были уже через год, позволив существенно снизить количество аварий в сфере ЖКХ. именно эта модель реформирования жилищно-коммунального хозяйства была рекомендована, как эталонная для других регионов.

Актуально: С начала отопительного сезона из-за нарушений правил пользования бытовым газом в Ставропольском крае отравились угарным газом и погибли 15 человек.

Цифры: Сегодня жилые здания страны на 80 процентов оборудованы внутридомовым газовым оборудованием, не отвечающим современным требованиям безопасности.

СМИ: Российская газета
от  04.05.2010